Скандинавская культура и феномен «Саги о Винланде»
Макото Юкимура воистину поднял планку исторического сэйнэна, объединив в одном произведении легендарных героев из дошедшей до нас литературы. Второй сезон аниме «Сага о Винланде», в основе которого лежит трагизм и безжалостное насилие, уже начал выходить на Netflix и Crunchyroll, и не будет преувеличением сказать, что это один из самых ожидаемых аниме-сиквелов зимы 2023 года. В сериале присутствует множество отсылок к реальному миру, и интерес Юкимуры к скандинавской культуре и истории более глубок, чем может показаться. Начиная от малоизвестных понятий («берсеркер», например), до самого названия работы, мы видим, как активно Юкимура интегрирует скандинавское наследие в своё произведение.
Аниме начинается с представления героя Торса — некогда свирепого викинга, иначе известного как «Йомский Тролль», который перестал видеть смысл в любом насилии и принуждении. Он находит себе убежище в Исландии, наслаждаясь мирной жизнью со своей женой Хельгой и двумя детьми, Ильвой и Торфинном. Несмотря на отцовское воспитание, Торфинну не нравится простая жизнь. Его воображение часто заносит его далеко за море, к таинственному Винладу, который однажды упомянул в своих рассказах мореплаватель Лейф Эрикссон. Но мирной жизни не суждено было длиться вечно. Между Англией и Данией вспыхивает война, и уже старые знакомые начинают стучаться в дверь Торса. В конце концов Торс погибает в битве, заставляя Торфинна столкнуться с беспросветным горем и ненавистью к врагам.
«Сага о Винладе», судя по названию, есть не что иное, как прямая отсылка к скандинавской культуре и древней литературе. Прежде чем рассматривать тайтл в целом, стоит ознакомиться со значением термина «Сага». Это слово на древнескандинавском означает «сказка» или «история», и обычно оно охватывает эпическую прозу Скандинавии между 12 и 15 веками. В отличие от «Эдд» (Эдда), которые, как известно, описывают скандинавских богов и мифические события, саги повествуют об обычных героях и их приключениях. Акцент смещается с мифологии на человека и его достижения; возможно, в этом и кроется причина, по которой зрители «Саги о Винланде» еще не столкнулись ни с всемогущим Тором, ни с его молотом, ни с его вечно озорным братом Локи, но вместо этого им предлагается проследить за жизнью молодого Торфинна, оказавшегося вдали от дома и неволей присоединившегося к группе убийц своего отца. Старые саги были разделены на пять основных поджанров, каждый со своей темой. Возможно, зрителей аниме не удивит тот факт, что «Сага о Винланде» ранее использовалась для описания двух произведений, известных как «Саги об исландцах» (Íslendingasögur), которые основаны на путешествиях исследователей в таинственные земли Гренландии и Северной Америки. Винланд — или «Страна вина» в переводе с древнескандинавского — явно отсылает к названию, которое викинги дали, чтобы подчеркнуть свои открытия в Северной Америке.
В то время как присутствие Лейфа Эрикссона в аниме является верной отсылкой к исторической личности, которая, возможно, открыла Винланд в 1000 году — и также фигурировала в исландских «Саге об Эрике Рыжем» и «Саге о гренландцах» — происхождение персонажа Торфинна наводит нас на норвежского исследователя Торфинна Карлсефни. Персонаж Лейфа постепенно начинает уходить на второй план, и Торфинн становится заметным персонажем в «Саге о гренландцах», следуя по маршруту Лейфа в Северную Америку.
В интервью Twin Engine Макото Юкимура указывает, что, хотя вдохновение для персонажа Торфинна в «Саге о Винланде» действительно исходит от фигуры Торфинна Карлсефни в скандинавской литературе, он стремится к более сложному подходу. «На самом деле, — говорит Юкимура, — жил-был король по имени Олаф Трюггвасон, который успел стать рабом, а затем снова стать королем». Таким образом, Торфинн Юкимуры также основан на фрагментах прошлого Олафа Трюггвасона, амбициозного лидера, которому пришлось пройти через многое, чтобы понять и принять мир.
Один из примечательных антагонистов сериала, Аскеладд, тоже является продуктом страсти Юкимуры к скандинавской культуре. Его имя прочно связано с Аскеладденом, или Эспеном, знаменитым персонажем из серии норвежских народных сказок, собранных Асбьернсеном и Йоргеном Му. Несмотря на свое хрупкое телосложение, Эспен — хорошо известный герой в норвежском фольклоре. Он умен, терпелив, и добивается всего, за что берется, вопреки ожиданиям окружающих. В то же время склонность Юкимуры к сложным, всесторонне развитым персонажам также можно проследить, когда он связывает прошлое Аскеладда с другой легендарной фигурой, Олафом Павлином — исландским торговцем, получившим свое прозвище благодаря богатому гардеробу и осанке. В результате, благодаря остроумию Эспена и величию Олафа, Аскеладд из «Саги о Винладе» становится чрезвычайно обаятельным антагонистом, крадущим внимание зрителей в каждой сцене, в которой появляется.
При любом обсуждении скандинавских культурных элементов в «Саге о Винладе» не следует упускать из виду образ жизни и менталитет викингов. Тяга к открытиям, жажда золота, философское понимание чести и сражения — большинство из этих черт лучше всего проявляются в двух событиях первого сезона, в обоих из которых в центре внимания находится воин Бьерн. С личностью Бьерна связаны понятия «Берсеркер» и «Вальгалла». Первое затрагивает скорее литературную концепцию и означает яркое изображение неистового воина, или, если попытаться перевести оригинальное слово на древнескандинавский, «Медвежью рубашку». В конце одного из эпизодов Бьерн (в переводе «медведь»), говорит, что ему любопытно узнать, «из чего сделан Йомский Тролль». Бьерн ест гриб, который вызывает в нем неконтролируемую ярость, и неистово идет на Торса. Его глаза белы, в них таится само безумие, волосы растрепаны. На пути он подбрасывает двух мужчин в воздух, будто и не чувствуя их вес. Несмотря на все это, Торс нокаутирует его двумя ударами.
Берсерки («Медвежьи рубашки» или «Волчьи шкуры») часто упоминаются в сагах как несокрушимые воины, полностью пренебрегающие собственной безопасностью; это не только делает их отличными противниками на поле боя, но и создает не очень хорошую репутацию за его пределами, заставляя считать их преступниками — а иногда даже культистами — в скандинавских обществах. Никто не может сказать наверняка, что стояло за актом «впадения в неистовство» (Berserkergang), однако использование натуральных лекарств, таких как грибы, по-видимому, является одной из самых популярных теорий этого явления, помимо возможности того, что это могла быть простая естественная реакция на стресс. Берсерки — вездесущий мотив скандинавской литературы. Они бесстрашны, их кожа невосприимчива к стрелам или мечам, и они связаны с самим Одином. Тем не менее, также важно признать, что эти описания граничат с фантастикой; на самом деле, те, кто несет ответственность за победы викингов, — это не безмозглые, кровожадные воины, которых можно увидеть в эпизодах, похожих на разъяренного Бьерна, а скорее осторожные бойцы и дотошные стратеги, такие, как Торс и Аскеладд.
Другим заметным событием с точки зрения отсылок к норвежским обычаям и мышлению является не что иное, как дуэль между Бьерном и Аскеладдом, произошедшая где-то в конце первого сезона. Бьерн был тяжело ранен в 18 эпизоде, где его ударили ножом вскоре после того, как он очнулся от своего состояния берсерка. Он знает, что удар смертелен, поэтому вызывает Аскеладда, своего друга, на дуэль, чтобы он мог с честью умереть в бою и пройти через врата Вальгаллы — так называемого «рая» в скандинавской мифологии, мечты каждого викинга. В отличие от единственного рая (например, христианского), вход в Вальгаллу («Зал убитых» или даже «Скалу убитых») не основан на общепринятой морали, а сама Вальгалла представляет собой лишь одно из пяти царств, в которые, по верованиям скандинавов, люди попадали в загробной жизни. Остальные четыре: Фолькванг (туда попадает одна половина павших воинов), Владения Ран (умершие в море), Гевьон (умершие девушки) и последнее, но не менее важное Владения Хель (скандинавский подземный мир, часто ассоциируемый с традиционным адом в христианстве). Концепция загробной жизни так же, как и мифологическое дерево Иггдрасиль с его девятью мирами, приобретает характерную сложность в скандинавской культуре и по сей день является предметом тщательного исследования ученых всего мира.
Когда Бьерн просит Аскеладда сразиться с ним в дуэли насмерть, он желает пасть героем и быть доставленным валькириями в место, пользующееся наибольшим уважением в его культуре. Вальгалла (управляемая Одином) — всего лишь зал героев, где воинов приглашают присоединиться к армии Одина и сражаться бок о бок с ним в бесконечной битве. Лучший способ обеспечить себе вход в Вальгаллу — проявить храбрость, рискнуть своей жизнью ради победы своей армии. Это то, во что верили старые викинги, и это то, чего желает Бьерн. Более того, та же вера подталкивает Аскеладда исполнить желание своего друга и принять вызов, не раздумывая. Не для того, чтобы унизить или положить конец страданиям павшего воина, а потому, что он желает лучшего душе Бьерна.
Как упоминалось ранее, сериал не строится вокруг одной мифологии. Тем не менее, верования и религиозные практики являются центральной частью жизни человека «Саги о Винладе», и это помогает нам быстрее проникнуться представленным персонажем. Возможно, Бьерн и не имел громовой молот, но он знал фольклор и верил в богов. Бьерн — отражение боевого менталитета тех лет, и это неудивительно, ведь указание на культурное происхождение человека — всегда хорошая отправная точка в раскрытии персонажа.
Парадоксально, но аккуратные отсылки к мифологии усиливают историческую достоверность «Саги о Винланде», перенося зрителя в определенное место и время. Деревья могут вырывать с корнем голыми руками, а люди — демонстрировать дюжие навыки паркура, перепрыгивая с корабля на корабль, но это только потому, что история написана в духе старых саг, театров величия, популярных за то, что они растягивают реальность в пламенной попытке подчеркнуть поступки героев. Как и в случае с аниме, саги начинаются с реальных людей и реальных событий, но по мере развития повествования оказываются где-то между реальностью и вымыслом.
В итоге, Макото Юкимура четко понимает исторические события, представляя историю, которую трудно забыть или воссоздать заново. Сериал содержит множество отсылок к реальным персонажам и культуре, и ещё больше будет раскрыто в последующих эпизодах. Автор построил повествование не столько как урок истории, сколько как морскую экспедицию, предоставив нам несколько идей, которые мы могли бы выудить самостоятельно. С этими словами я приглашаю читателей отправиться в плавание с капитаном Юкимурой и прожить скандинавскую жизнь глазами Торфинна.
Источник: ANN
Переводчик: Арсений Охрименко
Редактор: Лиза Дроздова
По промокоду NEOKAIDAN трупоеды получают скидку 10% на весь ассортимент магазина «Чук и Гик» до 18 апреля!
![Скандинавская культура и феномен «Саги о Винланде»](https://sun9-54.userapi.com/impg/yMFlhCwXnxj-7Gg2a_27yS-WFfOE2FLIkBg34Q/Cy97FDawKy0.jpg?size=806x1080&quality=96&sign=c339d4cee30477299aca3dbbddf9b9e3&c_uniq_tag=VLzHeUA6fMKGGHZxVDNK-G_G3kLgilq6njVfPJSA8y8&type=album)